Характеристика с места работы – каким образом и для чего её составлять

Характеристика с места работы является официальным документом, оцениваются и описываются в котором в основном личные качества сотрудника. В зависимости от дальнейшего использования характеристика сотрудника может быть двух типов:

  • Внутренняя характеристика, использование которой возможно лишь внутри организации, в которой и работает специалист (к примеру, при переводе в другое структурное подразделение компании, при вынесении выговора, поощрения, благодарности и т.п.). Составление производится по инициативе работодателя.
  • Внешняя характеристика. Составляют обычно по просьбе работника либо сторонних организаций.

    Предоставляется характеристика по месту требования. Существует несколько вариантов, по которым возникает необходимость во внешней характеристике:

  • Для военкомата. Когда военкомат призывает работника с целью прохождения воинской службы.
  • В банк, при предоставлении кредитов.
  • В посольство с целью предоставления визы.
  • В суд, когда принимаются решения государственными или муниципальными органами.
  • Отдельного внимания заслуживает характеристика на сотрудника для суда. Ведь в случае привлечения работника к гражданской, уголовной либо административной ответственности, у работника суда есть право требовать от работодателя сведения, характеризующие личность виновного, с целью вынесения правильного судебного решения. Основная сложность в этом случае заключается в том, что обычно суд не уточняет, сведения какого типа ему требуются. Соответственно, чтобы в результате «неправильной» характеристики не привести к вреду для сотрудника, находящегося под следствием, важно работодателю либо другому лицу, составляющему характеристику, получить консультацию у адвоката либо просто пообщаться с самим работником.

    Обычно в характеристике с работы на сотрудника содержатся определенные элементы:

    • Название документа (“Характеристика”)
    • Указание личных данных сотрудника (фамилии, имени, отчества, даты рождения, образования).
    • Сведения о работе. Указывается название предприятия, на котором и работает либо работал сотрудник, должность или профессия, занимаемая им сейчас или ранее (для уволенных), также важно кратко описать деятельность работника.
    • Оценка трудовой деятельности сотрудника, приводится перечень его достижений и успехов в период работы.
    • Следует отметить участие специалиста в разных курсах повышения квалификации, семинарах либо тренингах.
    • Оценка исполнения работником трудовой дисциплины.
    • Список наказаний и поощрений, утвержденных в отношении сотрудника во время его работы.
    • Поведенческие качества работника (по отношению к коллегам, руководству, подчиненным и т.д.).
    • Объективная оценка личных и деловых качеств работка, его работоспособности и профессиональной компетентности.
    • Цель характеристики. Для кого и зачем она предназначена.

    Составляется характеристика на фирменном бланке организации либо на листе формата А4. Требуется подпись уполномоченного представителя организации (директора, замдиректора, сотрудника отдела кадров организации). Удостоверить подписи уполномоченных лиц следует печатью компании.